Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Правительственный лимузин на службе «скорой помощи»

Дата публикации: 11 апреля 2022

История создания ЗИС-110


 

В 1943 году Правительство СССР поставило задачу Наркомсредмашу разработать новые автомобили. Сразу два автомобильных Завода в Москве и Горьком начали разработку легковых автомобилей.  Среди перспективных разработок были ЗИС - 100, представительский лимузин и народный ГАЗ 20  «Победа».


 

17 июля 1945 года на московском Заводе имени Сталина была собрана первая партия представительских лимузинов ЗИС-110
 

20 сентября 1944 года первый образец 110-го был представлен на смотрины Сталину и его соратникам. Завод получил «добро», и 21 мая 1945 года начался серийный выпуск нового отечественного лимузина.
 


 

Технические характеристики ЗИС 110 А


 

ЗиС-110А 4х2 5-дверный заднеприводный автомобиль скорой медицинской помощи, мест: 4 плюс 1 лежачий, 

снаряжённый вес 2.65 тонн, полный вес 3.1 тонн, 

максимальная скорость 140 км/час.
Двигатель: ЗиС-110 140 лс
Расход топлива 27,5 л/100 км. 

штучный выпуск, ЗиС г. Москва 1945 - 1958 год выпуска.
 

Длина автомобиля при 3760-миллиметровой

 Колесная  базе составляла ровно шесть метров.

 Ширина равнялась 1960 миллиметрам, 

высота при 200-миллиметровом клиренсе достигала 1730 миллиметров.


На автомобиле стоял рядный восьмицилиндровый двигатель, почти полностью скопированный с Паккарда. Все цилиндры были отлиты из специального чугуна в одном блоке вместе с картером. Снизу к картеру был присоединен стальной штампованный поддон. Диаметр его цилиндра составлял 88,9 мм (3,5 дюйма), а ход поршня – 116,84 мм (4,6 дюйма). Поршни были изготовлены из алюминиевого сплава. На юбке поршня был сделан сквозной косой разрез.
 

Впервые в практике советского автомобилестроения двигатель имел гидравлические толкатели клапанов и привод распредвала бесшумной пластинчатой цепью Морзе – ранее такая устанавливалась на автомобили Русско-Балтийского завода. Двигатель ЗиС-110 работал столь тихо и плавно, что на приборной панели имелась контрольная лампа работающего зажигания, иначе было невозможно определить, заведен мотор или нет. Единственное, что пришлось тогда изменить, это степень сжатия. Дело в том, что самым высокооктановым бензином был тогда в СССР бензин Б-70. С 1945 года на Гурьевском НПЗ начали выпускать А-72, но для степени сжатия в 7,4 требовался 74-й. Такой бензин под маркой А-74 освоили на Московском и Рязанском НПЗ лишь к 1950 году, а пока было решено снизить степень сжатия до 6,85 единиц. Такое решение повлекло за собой падение мощности со 162 до 140 л.с. при тех же 3600 оборотах.
 

ЗиС-110 стал первым в СССР автомобилем с независимой подвеской передних колес. Шасси автомобиля было оснащено стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади. Впервые после автомобиля АМО-2 был применен гидропривод тормозов.
Автомобиль отличали хорошая шумоизоляция, эффективная система вентиляции и отопления, серийно устанавливаемый радиоприемник, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха и обшивка из бежевого драпа – материала, из которого тогда шили 

пальто. Поворотная форточка на ЗиС-110 ставилась только в передних дверях. Заднее же боковое стекло могло поворачиваться относительно вертикальной оси, проходившей примерно по его середине. Кроме того, ЗиС-110 стал первым отечественным автомобилем, стёкла которого поднимались автоматически.
 

Комфортабельный автомобиль скорой помощи

Основной Скорой помощью СССР был автомобиль ГАЗ 20 «Победа». Трудяга «Победа» работала во всех городах страны. А аристократ ЗИС 110 А, можно было увидеть только в Москве, Ленинграде и республиканских центрах.
 


 

Московскую Скорую помощь помогали создавать врачи Московской «Скорой». Активную роль в создании «Медицинского лимузина» сыграли врачи руководитель московской Скорой помощи А.С.Пучков.  В послевоенные годы Пучков уделяет много внимания работе над новым видом санитарного автомобиля. Сконструированный еще до войны при участии Пучкова санитарный вариант автомобиля ЗИС-101 уже не удовлетворял требованиям предъявляемым временем. Александр Сергеевич считал, что в комплексе лечебных мероприятий, проводимых бригадой, значительную роль играет быстрая, автоматическая транспортировка. Машина должна обладать хорошей амортизационной системой. Поэтому Пучков постоянный гость конструкторского бюро «ЗИЛа». Он строит, доказывает, предлагает вариации кузова, добивается необходимого внешнего оформления автомобиля. И уже в начале 1947 года эти белые с красными крестами машины стали появляться на улицах Москвы.


 

Пучков создал московскую скорую помощь и выделил скорую психиатрическую помощь в отдельную структуру. 

В Москве придумали короткий телефонный номер «03»
 


 


 

На базе лимузина ЗИС-110 на заводе был спроектирован специализированный санитарный автомобиль. Первые попытки создать комфортабельный автомобиль скорой медицинской помощи, взяв за основу лимузин высшего класса, на предприятии предпринимались и до войны, тогда еще на базе ЗИС101. Но далее двух построенных заводских экземпляров дело не пошло (при этом автобазы городских здравотделов часто переоборудовали автомобили ЗИС-101 в санитарные самостоятельно, но к заводу ЗИС это отношения не имело). А вот санитарный вариант на базе ЗИС-110 сразу был заложен в предполагаемую к выпуску гамму легковых машин. По сравнению с лимузином санитарная версия имела ряд серьезных отличий.
 


 


 

Внешние отличия от базовой модели ЗиС 110 состояли в специальной медицинской окраске (бежевая или светло-серая), фонаре с красным крестом на крыше и измененной форме задней части с крышкой багажника, которая доходила до крыши, что было необходимо для погрузки и выгрузки пациента с использованием штатных носилок, которыми комплектовался автомобиль, отдельная крышка лючка в задней части открывала доступ к запасному колесу.

Интересно, какие использовались надписи:
"неотложная медицинская помощь зис" -  отсюда и просторечное "неотложка",

 

 позднее стали писать:
* «скорая медицинская помощь"

 

* После смены наименования завода появилось:
* "скорая медицинская помощь зил"

 

Салон ЗИС-110 санитарный 

Перегородка внутри кузова (несколько иного типа, чем у лимузина, со сдвижным стеклом) делила внутреннее пространство на два независимых отсека — кабину водителя и медицинский салон. В медицинском салоне на специальных направляющих размещались и фиксировались носилки с больным или пострадавшим и устанавливались два складных сиденья для сопровождающего персонала.

Медицинская модификация создана на заводе по проекту И.Ф.Германа при активном содействии руководителей Станции скорой помощи А.С.Пучкова и А.М.Нечаева. Внешне, помимо светлой окраски, соответствующих надписей на кузове и фонаря с красным крестом на крыше,  машины отличались от обычных ЗИСов отсутствием багажной решетки сзади, что было сделано для упрощения доступа к стандартному проему в задней стенке кузова, через который в салон подавались носилки с больным. 
 

Для удобства погрузки носилок в салон конструкторы довольно серьезно переделали заднюю часть автомобиля. И хотя она сохранила те же обводы кузова, что и базовый лимузин, вместо крышки багажника и заднего стекла на «санитарку» устанавливали большую подъемную пятую дверь, которая фактически превращала данный автомобиль в универсал. По гигиеническим соображениям отсек для запасного колеса машины, находящийся под полом медицинского салона, был сделан полностью изолированным. К нему вел специальный откидывающийся люк, располагавшийся под пятой дверью. Санитарные машины имели, как правило, светлую бежевую окраску, а окна медицинского отсека выполнялись матовыми, непрозрачными или задергивались занавесками. В качестве опознавательного знака санитарного транспорта над ветровым стеклом машины устанавливалась дополнительная фара с символикой Красного Креста. 

С 1 ФЕВРАЛЯ 1954 ГОДА ПРИКАЗОМ МОСГОРЗДРАВОТДЕЛА №45 ОТ 14.01.1954 Г. ВО ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ МОСГОРИСПОЛКОМА ОТ 7.01.1954 ГОДА № 1/7 СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ГОРОДСКОЙ ЭВАКОПУНКТ ОБЪЕДИНЕНЫ, ОБЪЕДИНЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАЛО ИМЕНОВАТЬСЯ «СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГОР. МОСКВЫ»


 

На правом ветровом стекле и посередине заднего окна присутствовала такая же символика, а сбоку машины наносилась надпись «Скорая медицинская помощь» или «Неотложная медицинская помощь ЗиС». (На немногочисленных автомобилях чёрного цвета значилось «Медицинская служба».). Также еще существовало несколько разновидностей окраски кузова ЗиС-110А: белый, комбинированный бежево-коричневый, серо- голубой, бежевый, чёрный. Кузову санитарной модификации был присвоен заводской индекс ЗиС-140А.   
 Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была достаточно быстроходной.

 Сто десятый» был автомобилем что надо: просторный салон, лучшая для тех лет динамика, идеальная плавность хода, мощный и почти бесшумный восьмицилиндровый 140-сильный двигатель, очень большой ресурс. За это можно простить и слишком большие габариты, и высокую стоимость.

 Но объемы фактически штучного выпуска ЗиС-110А никак не решали проблему обеспечения автомашинами станций «скорой помощи» в стране. Их выпуск был прекращен одновременно с выпуском базовой машины, в отличии от санитарного ЗиМ ГАЗ-12Б, который был снят с производства значительно позже, чем базовая машина.


 

Санитарные автомобили ЗИС-110 эксплуатировались в основном в крупных городах, там, где в полной мере можно было использовать их основные преимущества в скорости и комфорте перед другим санитарным транспортом. Кроме того, эти машины были очень чувствительны к качеству бензина и его октановому числу — первое время для легковых автомобилей ЗИС-110 даже специально выпускался особый сорт бензина «Экстра». Кроме этого ЗИС 110 А был крайне прожорлив, расход топлива составлял  27,5 л/100 км. 

 Всего на базе ЗИС-110 было изготовлено не менее 2089 экземпляров всех модификаций, в том числе, 48  санитарных автомобилей (конечно, это было ничтожно мало для нашей страны). Сегодня эти машины часто обозначают индексом ЗИС110А, или ЗИЛ-110.
 

Все автомобили ЗИС 110 А в Москве были снабжены радиостанциями

1957 год - организовано введение двухсторонней радиосвязи выездных бригад с оперативным отделом
 

 Сегодня эти машины часто обозначают индексом ЗИС110А, но в заводской документации 1940–1950-х литера А в их названии отсутствует.

В конце 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ.

Начало 60-х годов - организованы специализированные бригады скорой помощи (кардиологическая, противошоковая,токсикологическая,неврологическая, педиатрическая), расширены Контакты  с ведущими клиниками Москвы, проведены совместные  научные работы.

но это уже совсем другая история.

Продолжение следует.

Голубева Екатерина  ПИМУ, Корреспондент всероссийского Портала «Молодой Специалист», Медицинский  отдел Портала.

Поделиться: