Дата публикации: 28 ноября 2019
Морские порты России могут и должны укрепить сформированную за последние десятилетия совместными усилиями государства, бизнеса и отраслевого сообщества роль драйвера отечественной экономики. К такому выводу пришла дискуссия, состоявшаяся 19 ноября в рамках отраслевой конференции Росморречфлота первого дня международной выставки и форума «Транспорт России».
Участниками традиционной конференции по теме «Морские порты – драйвер экономического развития страны» стали помощник президента России Игорь Левитин, министр транспорта Евгений Дитрих, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, представители организаций морской отрасли и экспертного сообщества.
Выступая перед участниками, глава Минтранса подчеркнул, что морская отрасль – одна из ведущих в части привлечения частных инвестиций. Портовое хозяйство сегодня – это более 900 комплексов в 60 портах суммарной мощностью свыше 1 млрд тонн. «Стабильный рост перевалки грузов не менее 4 процентов в год стал возможным благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов, цель которых – поддержать темпы развития экспорта и импорта полезных ископаемых и товарных потоков», – отметил он. Дальнейшее развитие портовых мощностей, являющееся одной из национальных целей на ближайшие несколько лет, позволит увеличить эти мощности на 330 млн тонн до 2024 года.
Федеральный проект по развитию морских портов, входящий в состав Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, призван обеспечить экономику страны современной высокотехнологичной портовой инфраструктурой. «Для эффективного решения этой задачи необходим комплексный подход и синхронизация развития портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктур. Прежде всего, это развитие ближних и дальних подходов к портам», – сказал глава Минтранса. Наращивание портовых мощностей имеет большое значение и в контексте развития транзитного потенциала страны. Как отметил министр, одним из приоритетов государственной политики остается комплексное освоение отечественной Арктики, Северного морского пути (СМП). При этом, достижение целевого показателя по увеличению объема перевозок по СМП до 80 млн тонн в год возможно лишь при соответствующем адекватном развитии морского транспорта. «Не стоит забывать и о позитивном мультипликативном эффекте от развития портового строительства для экономики регионов», – напомнил Евгений Дитрих.
В завершение глава Минтранса отметил важность договоренностей государства с инвесторами по развитию портовых мощностей. «Есть ряд проектов, где мы смогли объединить усилия. Имею в виду государство, осуществляющее инвестиции в причальные стенки, стивидоров, развивающих терминальные мощности и железные дороги внутри портов. Этот синергитический эффект по оптимизации управления позволяет экономить огромные деньги, оптимизировать работу большого портового хозяйства», - подытожил министр.
В свою очередь, Игорь Левитин сообщил, что от морских портов сегодня в большой степени зависит судьба экспорта нашей страны. «За 10 лет мощности портов выросли в 1,7 раза – так не росла ни одна инфраструктура. Вы полностью обеспечиваете объемы перевозок, которые предъявляют грузоотправители», – сказал он. Также помощник президента отметил важность принципа окупаемости инвестиций. «От того, как будут инвестиции окупаться, зависит полный цикл – от погрузки до доставки в морские порты. Необходимо в формате отдельных дискуссий обсуждать эти вопросы», – завершил Игорь Левитин.
По словам Юрия Цветкова, задача по увеличению мощностей портов на 330 млн тонн амбициозная, но вполне осуществимая. Он напомнил, что на реализацию этих целей будет направлено 900 млрд рублей, из них средства федерального бюджета составляют 25%.
Отрасль является драйвером экономики, в том числе потому, что является инвестиционно-привлекательной для всех участников процесса.
Он согласился с прозвучавшей на завтраке главы Минтранса с главами регионов идеей, что секрет успеха в таких масштабных проектах в том, что каждый на своем участке должен качественно делать свое дело, инвестор и банки, которые с ним сотрудничают, и федеральные органы власти и регионы.
Важна также синхронизация развития портов со смежными проектами, в том числе, в сфере сельского хозяйства. «Отрасли должны дополнять друг друга. По проекту железнодорожного транспорта мы работаем и синхронизируем наши задачи. Имею в виду перевозки угля на Дальний Восток, сокращение времени перевозок контейнеров с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации. Ряд частных инвесторов уже осуществляют мероприятия по ликвидации дефицита портовых мощностей и работа эта успешная!»,- подчеркнул замминистра.
Отмечено, что совместно с федеральными органами власти, бизнесом, с ОАО «РЖД» создаются рабочие группы, ведущие тщательную работу над синхронизацией проектов. Особо важно исключить такую проблему, как простой вагонов. «Мы смотрим все вопросы – от проблем на конкретном направлении до внесения изменений в документационную базу по ускорению обработки грузов», - уточнил Юрий Цветков. Как о важном элементе поступательного развития отрасли и расширения ее кумулятивного действия на общую ситуацию в экономике он напомнил о практике подписания с основными экспортерами документов о сотрудничестве, регламентирующих совместную деятельность на много лет вперед. Сейчас эта работа ведется с сельхозпроизводителями, среди которых меньше крупных игроков, чем у других экспортных грузоотправителей.
Важным элементом конференции стали два отраслевых опроса, в котором представители различных составляющих транспортно-портового сегмента высказали свое видение основных приоритетов, которым государству необходимо следовать совместно с профессиональным сообществом для продолжения успешного развития морских портов России.
Финальным аккордом мероприятия стали предложения, внесенные в проект решения конференции председателем Общероссийского движения поддержки флота, первым заместителем Общественного совета Росморречфлота Михаилом Ненашевым. В связи с высокими финансовыми результатами портового бизнеса в целом он предложил транспортным компаниям и стивидорам, часть полученных доходов, превышающих 10% норму прибыли, направлять на поддержку переживающей трудности системы отраслевого образования и переподготовки кадров, что встретило очевидную поддержку со стороны участников мероприятия.